Устные вычисления на уроках математики в начальной школе.
Відкрити, зберегти на свій комп'ютер або роздрукувати повний текст (формат PDF)
Устные вычисления на уроках математики в начальной школе
Устный счёт является способом направленного и всестороннего развития творческих способностей личности. Систематическое выполнение устных упражнений позволяет восстанавливать, поддерживать и умножать природные способности к восприятию, запоминанию и обработке информации, способствует поддержанию и укреплению всей умственной работоспособности, организованности, целеустремлённости.
В начальной школе устному счёту уделяется достаточно большое внимание, он является одной из самостоятельных специфических частей урока математики.
Основная цель устного счёта в начальных классах:
· усвоение таблиц арифметических действий;
· формирование вычислительных навыков;
· формирование умений и навыков решать задачи;
· развитие представлений о математических понятиях;
· усвоение математической терминологии;
· наблюдение за некоторыми математическими закономерностями;
· развитие речи учащихся.
В течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики выделятся 5 – 10 минут для проведения устных вычислений, предусмотренных программой каждого класса, связанных с опросом или подготовкой к восприятию нового материала.
Эффективность устного счета зависит от
· правильного определения объема и содержания материала для устных вычислений;
· от его организации: правильной постановки заданий, оптимального чередования слухового, зрительного, зрительно-слухового предъявления заданий.
Устные вычисления, как правило проводятся в быстром темпе, с использованием предварительных записей, наглядности, средств обратной связи ( веера, числового абака, сигнального блокнота, карточек). Во время устных вычислений используются игры («Магические квадраты», «Кодированные упражнения», «Молчанка», «Математическая эстафета», «День и ночь» и т. д.), элементы соревнования.
Среди заданий для устных вычислений выделяются следующие:
· задания для усвоения таблиц арифметических действий;
· упражнения по формированию вычислительных навыков
обычные примеры
1) найти значения выражений: 20-3х6 3х9+3 ;
2) найти значения выражений и назвать конечный результат: от 50 отнять 15, отнять 7, 18 плюс 42 минус 15;
задания уплотнённого характера
1) приём дополнения: дополни до 90 числа 20, 30, 45, 52, 88;
2) приём постановки одного задания: числа 0,60, 39, 27, 48, 51 разделить на 3;
3) вычисления «цепочкой»: 9х7 9х9
+1 -41
:8 :8
------ ----
4) вычислительные таблицы;
5)комплексные задания на основе выборки:
- вычислить значения выражений, в которых первое действие – вычитание
13-6+5 12-6х2 6х9-3
13-(6+5) (12-6)х2 6х(7-3);
- решить уравнения на нахождение вычитаемого
х-5=12 14-х=6 24-х=6 х+4=12
6)«круговые примеры»:
95-70 94+5 14+80 25+4 99-4 29+40 69-50 19-5.
задания с терминологическим направлением
1) по данным таблицы составить выражения и вычислить их значение
Делимое |
36-6 |
18 |
36:4 |
70-7 |
25+17 |
6х4 |
Делитель |
6 |
2+4 |
3 |
7 |
7 |
3 |
2)записать выражения и найти их значения
а) разность чисел 90 и 18 уменьшить в 9 раз;
б)40 увеличить на произведение чисел 9 и 6.
· задания по усвоению вопросов теории арифметических действий:
1)найти частные, используя способ последовательного деления
80:16 256:8 120:15
· задачи (предлагаются короткие текстовые задачи в 1-2 действия на слух, задачи с опорой на зрительные образы и краткую запись ; предлагаются числовые выражения и краткая запись для составления задач);
· упражнения по геометрии;
· задания с логической нагрузкой (задачи-шутки, нахождение числовых закономерностей, задачи на сравнение, на пересечение множеств, на переливание, задачи по комбинаторике, головоломки).
Объем и содержание устных заданий связывается с опросом , подготовкой к восприятию нового материала, закреплением изученного материала, ликвидацией пробелов в знаниях учащихся. Подбор заданий для устных вычислений, место устного счёта на уроке определяется учителем в соответствии с темой и целью урока.